1009
Оцініть публікацію

Стрес в нашому житті. Психологічний тренінг. (Рос. мова)

Что же такое стресс? Как с ним бороться? Как он влияет на наш организм? Очень часто мы слышим эти вопросы на консультации у психолога. Каждый современный человек обеспокоен данной проблемой. Естественно, ведь ему ежедневно приходиться сталкиваться и решать множество проблематичных жизненных ситуа ций, а огромный информационный поток очень давит, и порой сложно сделать правильный выбор. Но давайте сначала разберемся с основными понятиями этой темы.

Стресс – состояние напряжения, совокупность защитных физиологических реакций, которые возникают в организме человека под воздействием различных неблагоприятных условий. В зависимости от характера влияния выделяют такие виды стресса: физиологический и психологический. Последний, в свою очередь, делится на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационного перенапряжения, когда субъект не справляется с заданием, не успевает принять верное решение в необходимом темпе. Стресс эмоциональный появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом его формы – импульсивность, заторможенность, генерализованность – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональных нарушениях, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушении двигательного и речевого поведения.

Стресс может осуществлять позитивное, мобилизирующее и негативное влияние на деятельность человека. Поэтому давайте учить ученическую молодежь – будущее нашей нации, быть гибкими в ситуациях стресса и находить оптимальные пути выхода из стрессовых ситуаций.

Тренинг «Стресс в нашей жизни»

Цель:

  • актуализировать проблему стресса в современном обществе;
  • проработать ассоциативный и сенсорный ряд по теме «Стресс»;
  • помочь учащимся видеть в любой проблеме положительные и негативные стороны;
  • научить находить пути выхода из стрессовых ситуаций в различных условиях пребывания.

Категория: учащиеся 8-9 классов.

Оборудование: проектор, экран, ватман, бумага А 4, маркеры, краски, кисточки, видеоподборка по теме, презентация, бейджи.

Время проведения: 1, 5 ч.

Ход тренинга:

Учащиеся сидят в кругу.

- Здравствуйте, ребята. Перед началом работы предлагаю провести игру «Символ». Для этого напишите или нарисуйте символ на бейдже, который вас охарактеризует, и прикрепите его.

Давайте составим правила работы вместе с вами:

  • пунктуальность;
  • активность;
  • принцип добровольности;
  • говорить по теме;
  • не критиковать.

Ну что же мы сделали разминку, установили правила работы, поэтому можем смело начинать наш тренинг. Внимание на экран.

(просмотр видеоролика о стрессе)

«Мозговой штурм»:

- О какой психологической проблеме мы сегодня будем говорить? (О стрессе).

- Как вы догадались, что о стрессе? (Предоставленные ситуации поражали, удивляли, герои были не готовы к такому повороту событий).

- В какие стрессовые ситуации вы можете перечислить? (Потеря работы, близкого человека, жизненные неудачи, разрыв отношений, изменение привычной жизни).

- Каким образом человек реагирует на стресс? (Впадает в уныние, плачет, неадекватно реагирует на окружающих, не в состоянии что-либо делать).

- А почему он так реагирует? ( Потому что не знает, как найти выход из стрессовой ситуации или куда может обратиться за помощью, рассчитывает на свои силы, а справится не может).

- Скажите, актуальна ли данная тематика в современном мире? (Да) Почему? (Частые изменения условий жизни, возникают финансовые трудности, проблемы во взаимоотношениях). Правильно, существует много разных причин и ситуаций, которые могут нас повергнуть в стрессовые состояния, и мы постараемся разобраться в этом. Поэтому тема нашего тренинга «Стресс в нашей жизни».

Нарисуйте свою ассоциацию, которая возникает у вас со словом «стресс» и вывесим их друг за другом на доске. (Дети рисуют, показывают рисунки и комментируют).

Информационное сообщение: мы обсуждаем с вами одну из психологических проблем – это стресс и его влияние на человека. Мы понимает, что это достаточно серьезная проблема и без определенных знаний и навыков очень трудно ее решить. Поэтому мы собрались здесь сегодня, чтобы лучше понять, что же такое стресс и найти пути как выйти из стрессовой ситуации без урона для психики человека и его личности. Для этого объединимся в две группы по принципу «День-ночь». Задания группам:

«День» описывает положительные стороны ситуаций стресса (учит быстро реагировать на неожиданные ситуации, развивает навыки адаптации к окружающему миру, переосмысление жизненных ценностей, целей, сподвигает к творчеству, «закаляет человека» - таким образом, человек приобретает опыт).

«Ночь» описывает негативные стороны стресса в нашей жизни (возникают состояния апатий, депрессий, потеря контактов с близкими и окружающими, чувство одиночества, бессилия, отсутствие жизненных интересов, целей, нервно-психические расстройства).

Группы презентуют свои наработки. Обсуждение.

Физминутка. Пришло время отдохнуть. Предлагаю игру - энерджайзер «Бутон» - беремся за руки в кругу, подходим в центр круга, присаживаемся, затем «распускаемся» - отходим назад и прогибаемся. Выполняем три раза.

Информационное сообщение. Наверное, многие из вас знают или слышали, что положительные и негативные ситуации вызывают у человека различные сенсорные ощущения. Например, когда мы смотрим на ракушку, то вспоминаем сразу жаркое лето, горячий песок, удовольствие от купания в море, появляется ощущение удовлетворения, радости. Также происходит и с не очень приятными для нас воспоминаниями. Запах определенных лекарств может напоминать нам о том, что мы болели, лежали в больнице, нам делали уколы и пр. Поэтому мы попробуем прочувствовать положительные и отрицательные стороны стресса на всех сенсорных уровнях. А поможет нам в этом «Сенсорный экран». Прошу объединится в группы «день» и «ночь», как вы работали до этого. Ваше задание – выбрать одно ключевое слово из вашего списка, которое бы отражало в группе «день» положительную сторону стресса, а в команде «ночь» - отрицательную. Даю вам на обсуждение 1 минуту.

Это слова … (депрессия и творчество)

С этими словами вам необходимо составить сенсорные ассоциации. На экране вы видите параметры, которые вам в этом помогут: цвет, вкус, запах, вид, звук, качество переживаний. Время на подготовку 5 минут.

Дети зачитывают свои сенсорные ассоциации –
сначала группа «ночь», затем «День».
Пример сенсорной ассоциации на слово «творчество»:

Творчество – небесная радуга.
Творчество – вкус к жизни.
Творчество – пряный аромат.
Творчество – разнообразие.
Творчество – всплеск эмоций.
Творчество – радость и счастье.

Информационное сообщение: подходя к концу тренинга, мы не можем не обсудить с вами пути выхода из стрессовых ситуации. Объединимся в три группы: март, апрель, май. Группа «Март» получает задание составить рекомендации «Как себя вести в ситуации острого стресса?»; Группа «Апрель» составляет рекомендации «Как справится со стрессом, если вокруг люди»; Группа «Май» составляет рекомендации «Как выйти из стрессового состояния в домашних условиях?» Время работы 5-7 минут.

Дети презентуют свои рекомендации.

А я хочу вам предложить вариант поднятия хорошего настроения и жизненного тонуса – это мыльные пузыри. Давайте посмотрим, у кого мыльный пузырь будет больше. Дети через соломинку надувают пузыри.

Это было весело и забавно. Нарисуйте свою ассоциацию, которая возникает после выполнения этого упражнения.

-Давайте, сравним с ассоциациями, которые мы рисовали в начале тренинга.

-Отличаются ли они? (Да) Почему? (различные психические состояния, ощущения).

Правильно, так и наш организм реагирует на различные жизненные факторы. Теперь вы знаете, что делать, для того чтобы изменить все к лучшему, как реагировать в стрессовых ситуациях. Важно находить позитивные стороны в любой жизненной ситуации!

Рефлексия «Понравилось или не понравилось». Пришло время подвести итоги. Прицепите свой бейджик на ту сторону, которая отражала бы ваши ощущения – понравилось, не понравилось или нейтрально и прокомментируйте.

Раздаются памятки с дополнительной литературой, высказываниями и рекомендациями.

Спасибо. Удачного дня!
Звучит красивая музыка.

Методические рекомендации по проведению тренинга:

  1. Подборку видео о стрессе рекомендуется сделать самостоятельно в программе Power Point, используя картинки, на которых изображены признаки стресса, тематические надписи.
  2. Объединение в группы можно производить с помощью креативных карточек или устно (по признаку).
  3. Обратить, но не заострять внимание, если дети говорят о суициде. Акцент поставить на важности жизни, и что любую проблему можно решить.
  4. Заранее подготовить соломинки и мыльные пузыри, чтобы раздать учащимся (это сэкономит время).
  5. Памятки изготавливаются на ваш выбор – это могут быть афоризмы, высказывания, элементы позитивной психологии, рекомендуемые сайты или дополнительная информация по теме стресс.