706
Оцініть публікацію

Урахування психофізичних особливостей учнів із мовленнєвими порушеннями при визначенні форм і методів навчально-виховної роботи

Демократические изменения в украинском обществе обусловили новые социальные процессы, которые касаются внимания и отношения государства к детям с особыми потребностями. В процессе гуманизации и повышения качественного уровня функционирования образовательного пространства актуальными становятся во просы, связанные с особенностями форм и содержания учебы детей с нарушениями психофизического развития. Одной из таких форм является новая, но признанная во многих странах мира, инклюзивная форма обучения, которая обеспечивает право каждого ребенка учиться в общеобразовательном учреждении по месту жительства с предоставлением всех необходимых для этого условий.

Каждый педагог должен осознавать, что процесс обучения – это основной путь коррекции детей с особыми потребностями, поскольку он находится в неразрывном единстве с воспитанием и развитием и направлен на формирование личности ребенка. Кроме этого коррекционное обучение требует специальной организации учебного процесса, которое отражается в условиях, средствах, методических приемах. Все организационные процессы должны согласовываться с идеями и принципами педагогической поддержки.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Л. С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений". То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в развитии детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

У детей- логопатов при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов:

  • меньший объем запоминания и воспроизведения материала;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая отвлекаемость;
  • истощаемость психических процессов;
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • затрудненность развернутой связной речи.

Со стороны эмоционально – волевой сферы наблюдаются такие особенности:

  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность или общая заторможенность;
  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • плаксивость;
  • смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов помощи детям с особыми проблемами (в частности детям с речевыми нарушениями), усиление ее профилактической направленности являются актуальной потребностью и задачей педагогов.

Специалист, осуществляющий такую работу, должен уметь использовать разнообразные технологии и конкретные методики, которые нормализуют процесс учебной деятельности, корректируют нарушения эмоционально-личностного и социального развития ребенка.

Педагогам необходимо помнить, что разнообразные технологии и конкретные методики надо применять вариативно и индивидуально.

Например, учитывать тот факт, что дети с заиканием очень впечатлительны, чувствительны, легко воспринимают эмоции окружающих. Они быстро "заражаются" волнением, агрессией, страхом. Заикание негативно влияет на психику, социальную приспособляемость таких детей, они тревожны и импульсивны. У них отсутствует достаточная сосредоточенность. Наблюдается неуравновешенность нервных процессов.

К работе они приступают импульсивно, не обдумывая план действий. Необходимо учитывать, что эти дети больше времени затрачивают на списывание. Их восприятие чаще носит хаотичный характер. Таким детям нельзя ограничивать время ответов, особенно, если они отвечают у доски.

В спокойной, знакомой обстановке дети могут и не заикаться. Им трудно говорить, тогда, когда на них кто-то кричит, повышает голос или критикует, особенно в присутствии других.

Варианты и способы, которые направлены на послабление заикания:

  • опрашивать такого ребенка рекомендуется также как и всех детей, но заранее определить для него день и время, когда он будет отвечать;
  • помнить, что при заикании труднее всего бывает начало ответа, желательно, чтобы учитель пришел на помощь ученику и несколько первых слов проговорил вместе с ним;
  • поручения давать посильные, чтобы ребенок чувствовал себя равным среди других;
  • очень хорошо, если ребенок будет заниматься хоровым пением;
  • помнить, что заикающиеся дети больше времени тратят на списывание, не торопить;
  • создавать ситуацию успеха, отмечать малейший успех в присутствии других, формировать чувство уверенности в себе.

На сегодняшний день дети, имеющие дисграфию (нарушение письма) и дислексию (нарушение чтения), составляют третью часть от всех обучающихся. У таких детей наблюдаются значительные отклонения в двигательной сфере, слабость мелкой моторики (они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, испытывают неуверенность в воспроизведении точных дозированных движений). Особые трудности дети испытывают в ходе выполнения движений по словесной инструкции. У них не развит самоконтроль, затруднена приспособляемость, наблюдается ригидность (вязкость мышления, инертность), уровень восприятия - поверхностный, не дифференцированный. У них нарушена эмоционально – волевая сфера, такие дети очень остро реагируют на критику. Для таких детей очень важным становится развитие моторики - "тренируя тело, можно влиять на речь". Специалисты утверждают, что речь маленького ребенка находится на "кончиках пальцев". Недаром же японцы уже с полугода жизни своих детей активно тренируют пальчики обеих рук с целью развития интеллекта.

Дислексия - специфическое нарушение навыков чтения.

Основной признак этого расстройства - значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма.

При чтении наблюдаются:

  • медленный темп чтения;
  • пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слова;
  • попытки начать чтение заново, длительные запинки или "потеря места" в тексте и неточности в выражениях;
  • перестановка слов в предложении или букв в словах;
  • непонимание читаемого текста;
  • неспособность вспомнить факты из прочитанного;
  • неумение сделать заключение или выводы из сущности прочитанного;
  • в том, что для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа.

Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма. При этом расстройстве нарушается, как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов.

При выборе приемов и методов коррекционной работы с детьми с дисграфией следует учитывать, что у них часто наблюдаются гипермоторные беспокойства, избыток желаний и побуждений, множество бесцельных действий (начиная что-то делать, тут же бросают, переходят к другому делу). Такие учащиеся нуждаются в психолого-педагогической поддержке (ведь в ходе письма или чтения они волнуются, так как боятся укора, критики, наказаний со стороны взрослых). Помощь этим детям заключается в том, чтобы обучать их рациональным приемам усвоения материала, способам запоминания. Этому способствуют опорные сигналы, которые предложил педагог- новатор В. Ф. Шаталов. Систематическая дозированная помощь, особенно на 1-х этапах обучения, стимуляция, акцент на успехах, помогут им в преодолении трудностей в учебе.

Основные виды коррекционно-педагогической помощи:

  • подбор и адаптация обучающего материала, поэтапное, дозированное изучение тем (от простого к сложному);
  • тренировочные инструкции и способы запоминания;
  • помощь должна быть индивидуальной:
  • для одних ориентировочная, для других совместно-поисковая, для третьих практично – действенная, показательная, наглядная (потрогать, понюхать, попробовать);
  • подключать как можно больше анализаторов: слуховой, зрительный, двигательный;
  • задания предъявлять в наглядно-действенном, практическом плане, так как не у всех детей сформировано наглядно - образное мышление, не говоря об абстрактном мышлении;
  • обязательное практическое действие с предметами (особенно на уроках геометрии, физики, химии) и вербальное оформление своих действий;
  • Важно! Для некоторых детей крайне необходимо опережающее обучение, когда материал рассматривается заранее, до изучения темы (на начальном этапе).

В последние годы все больше и больше наблюдается появление детей с тяжелым нарушением развития - аутичным синдромом.

Термин "аутизм" впервые введен швейцарским психиатром и психологом Е. Блейлером в 1911г. от греческого "аутос", что значит сам, одинокий изолированный. Современные исследования свидетельствуют, что в мире растет количество детей, которые страдают от тяжелого нарушения. В современных классификациях психических заболеваний синдром Айспергера, ранний детский аутизм, считают общим нарушением развития и отнесли это нарушение к разряду речевых.

Выделяют 3-и основные сферы, в каких аутизм проявляется особенно ярко:

  • речь и коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • эмоциональная сфера

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Основной целью в работе с такими детьми является: повышение самостоятельности, независимости ребенка, его уверенности в себе. Дети с аутичным синдромом крайне нуждаются в специальной коррекционно-педагогической поддержке.

Основной принцип обучения таких детей - это деление формируемого у ребенка навыка на отдельные операции с последующим объединением выученного. В учебном процессе необходимо чаще использовать конкретные визуальные методы. Дети лучше усваивают учебный материал, если использовать карточки или книги с картинками, в этом случае все слова у них ассоциируются с образами. Очень важно учитывать, что они не умеют слушать и смотреть одновременно. Детям необходимо давать задание: либо слушать, либо смотреть, так как их незрелая нервная система не способна реагировать на слуховые и зрительные раздражители одновременно.

Количество учебного материала должно соответствовать познавательным возможностям учащихся, для этого необходимо систему изучения того или другого раздела программы значительно детализировать: учебный материал давать небольшими частями, усложнять его следует постепенно. Крайне важно, включать в урок предметно-практические действия, цель которых подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Темп урока должен отвечать возможностям учащегося. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой у таких детей поможет поддержать мягкий, доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его наименьших успехов.

Таким образом, важным условием выявления потенциальных резервов каждого ребенка с нарушением речи, при котором можно получить положительный результат – это знание их индивидуальных особенностей и возможностей, коррекционно-педагогическая помощь в повышении мотивационной направленности на учебный процесс, в преодолении проблем в учебе, в формировании коммуникативной и социальной компетентности.