931
Оцініть публікацію

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки школьников к предметным олимпиадам. (Рос. мова)

На современном этапе развития общества в психологических и педагогических кругах большой интерес вызывает важнейшее направление в работе современного педагога, а именно: проблема развития одарённых детей посредством их участия в предметных олимпиадах различного уровня.

Перед учителем встае т вопрос: "Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал, сохранить положительную мотивацию на всех этапах олимпиадного движения, сохраняя при этом здоровье школьника?" Многочисленные примеры убеждают нас в том, что подготовка и участие в предметной олимпиаде – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, который зависит от четкой и согласованной работы тандема: учитель – ученик.

Итак, что необходимо для успешной подготовки школьников к олимпиадам? Во-первых, желание учителя этим заниматься. Нельзя добиться результатов в любом деле, если нет внутренней мотивации. Ведущим фактором любого обучения является личность учителя. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в "своем" учителе. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик будет стремиться не подвести своего учителя.

Учителя, подготовленные к работе с одаренными детьми, значительно отличаются от своих коллег тем, что:

  • используют методы и технологии, более подходящие для одаренных детей;
  • больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации);
  • ориентируются на творчество;
  • поощряют учащихся к принятию ответственности;
  • одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.

Если же говорить о составляющей, которая наиболее значима для успешной работы учителя, то таковой является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления:

  • о самом себе (самооценка): я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; я привлекателен как человек; я верю, что не отделен и отчужден от других; я компетентен в решении стоящих проблем;
  • представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны, имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником, скорее, положительных эмоций, чем отрицательных;
  • о целях и задачах своей работы: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

И, конечно же, учитель, занимающийся подготовкой и осуществлением олимпиад, должен иметь глубокие знания своего предмета, быть осведомлен в организационных вопросах проведения олимпиад, владеть методикой подготовки школьников к этой особой форме деятельности.

Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления одаренных и заинтересованных учебным предметом школьников. Выявить одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка. Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно заниматься химией и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели.

Начнем с понятия, которое мы часто употребляем, но вряд ли в точности знаем его значение: способности - это способы выполнения какой-то деятельности. Из такого понимания способностей становится ясно, что способности нам от природы не даются, ведь способы деятельности необходимо выработать каждому человеку. Природной же основой способностей являются задатки - такие анатомо-физиологические возможности, которые в результате обучения и воспитания превращаются в способности.

Какой смысл вкладывается в понятие одаренность? Одаренность — это высокий уровень развития каких-либо способностей, и соответственно одаренные дети — это дети с достаточно высокоразвитыми способностями. Одаренность определяется следующими параметрами: опережающим развитием познания; особенностями психологического развития; физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом:

  • Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они "впитывают" в себя все окружающее.
  • Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может "перерабатывать" интеллектуальную "пищу" в больших количествах, чем мозг обычных детей.
  • Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы.
  • У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать имеющуюся информацию или опыт.
  • Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.
  • У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Попытки понять, что же делает одаренного ребенка именно одаренным, что отличает его от обычных детей, делались, естественно, много раз. Одним из первых на этот вопрос ответил Н. С. Лейтес: главное, что объединяет всех, таких разных вундеркиндов - ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая проявляется в поиске нового знания, в удовольствии от умственного труда, большом трудолюбии [4].

Познавательная потребность - это главная потребность каждого одаренного ребенка, независимо от его возраста, пола, темперамента, характера, интересов и здоровья. И еще очень важно, чтобы деятельность, которой занимается ребенок с целью удовлетворения познавательной потребности, была связана с положительными эмоциями, приносила радость, удовольствие. У одаренных школьников связь радости и умственного труда почти непрерывная.

Практически любая умственная деятельность - чтение, решение задач, придумывание историй доставляет им огромную радость, и благодаря этому их способности развиваются семимильными шагами.

Психологическое развитие одаренных детей также имеет свои особенности по сравнению с "обычным" ребенком:

  • У них очень сильно развито чувство справедливости, и проявляется оно очень рано.
  • У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.
  • У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.
  • Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.
  • Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства.
  • Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.
  • У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.
  • В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.
  • У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающий мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна. Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита.

Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.

Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность — ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность — способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.

Принимая во внимание, что не каждому одаренному ученику удается достичь успеха в предметных олимпиадах, очевидно, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с творческой одаренностью.

Так, группа психологов под руководством Юркевич В. С. в течение ряда лет активно занималась психологическим обследованием школьников - победителей международных и всесоюзных олимпиад [6].

Выборку исследования составили около 200 человек - учащихся старших классов. При психологическом обследовании использовались различные методики: интеллектуальные, дающие возможность выявить уровень развития умственных способностей, методики, характеризующие творческие возможности, и методика выявления типа познавательной потребности.

Учеными были сделаны следующие выводы. Испытуемые, составившие выборку, оказались намного интеллектуальнее, чем "среднестатистические" дети. Они не только гораздо лучше справлялись с математическими тестами, тестами пространственного и логического мышления, но и, не будучи гуманитариями, с вербальными (словесными) заданиями. То есть эти дети оказались не только знающими (без этого на олимпиаде делать нечего), но и очень способными к обучению, интеллектуально одаренными.

Что касается творческих способностей, результаты оказались неутешительными: количество творческих детей в этой выборке никак не отличалось от любой случайной группы. Более того, в группе занявших первые-вторые места во всесоюзных олимпиадах процент творческих детей был даже меньше, чем в случайной выборке. Исследования Юркевич В. С. подтвердили факт - интеллектуально развитые школьники стремятся в первую очередь к максимальному результату, творческим интересен сам процесс (решение задачи, анализ проблемы).  Итак, предметные олимпиады выдвигают вперед нетворческих, но легко обучаемых интеллектуалов [2].

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Но, прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо выработать у учащихся позитивную мотивационную стратегию, чтобы они сами захотели готовиться и участвовать в олимпиаде.

Целью данного этапа является выделение и осознание учащимися мотивов участия в олимпиаде и принятие их, как значимых. Мотивы, возникающие у школьников, А. И. Савенков предлагает классифицировать следующим образом:

  • мотивация содержанием: в процессе подготовки и участия ученики узнают новые факты, овладевают знаниями и способами их применения, постигают суть вещей. Именно поэтому задания необходимо выстраивать по дидактическому принципу "от простого к сложному", чтобы не препятствовать развитию интеллектуальных, академических способностей ребенка;
  • мотивация процессом: учащимся необходимо сознавать себя частью единого сообщества единомышленников. Педагогам, проводящим олимпиаду, необходимо одновременно с выявлением одаренных школьников, интересующихся учебным предметом, работать над созданием группы, команды учащихся, готовящихся к олимпиадам. Командная работа позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, а, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. Наконец, в такой группе будет работать принцип "соленого огурца" (В. Ф. Шаталов): постоянно находясь в атмосфере решения проблем, методов решения задач, обсуждения, любой школьник будет даже неосознанно впитывать новые знания, умения, психологические установки;
  • мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации: "узнать, на что я способен", "определить уровень моих знаний";
  • общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести. На ученике, представляющем на олимпиаде свою школу, область или регион, лежит огромная ответственность. Для пробуждения данного мотива необходимым условием является самостоятельное волеизъявление школьника на участие в соревнованиях;
  • широкие социальные мотивы: "быть лучше остальных", "стать гордостью школы", "чтобы мною гордились родители", "сохранить особое отношение учителя";
  • прогностические мотивы: "участие (диплом) в олимпиаде поможет при поступлении в ВУЗ";
  • мотив достижения успеха или избегание неудачи. Мотив достижение успеха проявляется в стремлении к победе, вере в свои силы, в чувстве здоровой амбициозности. Если участие школьника в олимпиаде будет обязательно-принудительным или навязанным администрацией учебного заведения, мотив достижения успеха будет заменен на мотив избегания неудачи, что, несомненно, подавит творческое начало учащегося и не позволит его способностям раскрыться в полной мере, не даст школьнику самоутвердиться как личности [5].

Для определения ведущих мотивов участия в олимпиаде учитель-предметник может использовать результаты психологической диагностики, либо самостоятельно выяснить мотивы в процессе наблюдения или направленной беседы с учащимся (анкетирования). После анализа ответов учитель проводит направленную работу по формированию позитивной мотивации на всех этапах подготовки и участия в олимпиаде, используя знания об особенностях мотивационной структуры каждого учащегося.

Следующий этап подготовки – правильная формулировка целей. Учителю следует совместно с учеником правильно сформировать цель. Идеально, когда цели ученика и учителя совпадают и становятся общими. Что конкретно я хочу от участия в олимпиаде? Как я собираюсь достичь цели? Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога "не". Скажешь: "Не хочу волноваться" – получишь противоположный результат. Скажешь: "Хочу быть спокойным" - получишь то, что приказал себе.

Можно выделить следующие правила работы со способными детьми в процессе подготовки к олимпиаде. Первое правило – помочь ребенку увидеть, ощутить свои способности в какой-то области знаний, дать ему уверенность в том, что рядом с учителем или наставником он обязательно придет к успеху.

Формирование таких качеств должно подчиняться формуле обучения: не учить, а только помогать учиться. Второе правило – методически поддержать индивидуальную траекторию развития школьника.

Учитель – это наставник, он направляет деятельность ученика, помогая ей, где это необходимо, и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама. Третье правило – формировать у школьника умения не только проявлять, но и грамотно, технологично реализовать свои способности на практике. Следует подчеркнуть также важность и жизненность исследовательских задач, решаемых на занятиях. Их значимость помогает обучающемуся самоутвердиться в полезности тех знаний, которые он приобретает.

Олимпиада – это серьезная пора и для учащихся, и для педагогов. А значит, участникам олимпиады нужно приложить все усилия для того, чтобы выступить достойно. Что необходимо, чтобы достичь высоких результатов? От чего зависит успех? Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося.

Один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка - психологическая поддержка. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты сможешь это сделать".

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо", "Ты знаешь это очень хорошо". Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов ребенка, проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

В развитии интеллектуально-продуктивного компонента большую часть работы берет на себя учитель, поскольку именно он готовит ребенка к выполнению заданий олимпиады, то есть отвечает за формирование знаний, умений, навыков.

Обладать знаниями – значит уметь их применять, мыслить. Поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять значительное внимание развитию навыков мыслительной деятельности, а не запоминанию фактического материала. Развитие у учащихся мышления позволит им легко ориентироваться в новых для них теориях и фактах.

Другая важная составляющая – это построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника. Учитель может предложить учащемуся пройти тесты "Как ты готовишься к занятиям", "Организованный ли Вы человек", "Совы и жаворонки". Полученная информация поможет определить сильные и слабые стороны индивидуального стиля деятельности школьника, распределить экономно время, средства и силы, избавиться от перегрузок.

В ситуации олимпиад наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики учащегося: высокий уровень самоорганизации, устойчивая работоспособность, сформированность внутреннего плана действий, навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Ситуация олимпиад стрессовая сама по себе, поскольку схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомой обстановкой, ограниченностью времени на выполнение заданий, ответственностью. Волнение перед действием, эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности.

Не испытывая "предстартового" волнения перед важным делом, нельзя полностью реализовать свои возможности, поскольку именно оно способствует общему подъему настроения и боевому духу. Однако избыточная мотивация вызывает волнение. При слишком сильной заинтересованности в результатах человеку трудно отвлечься и думать о чем-либо другом.

Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения физиологических и психических неблагоприятных последствий перевозбуждения желательно несколько ослабить мотивацию. С этой целью можно произвольно перенести внимание не на значимость результата, а на технические детали и тактические приемы.

Активная и сознательная деятельность человека по переработке информации препятствует фиксации его внимания на собственных переживаниях. Можно использовать и чисто технические приемы снятия напряжения: дыхательные упражнения, приемы медитации, отвлекающие факторы, физические упражнения.

Стресс может быть связан и с самооценкой "олимпийца": насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Задача педагога - помочь в создании позитивного эмоционального настроя, снизить страхи, тревоги; обучить эмоциональной саморегуляции, приемам волевой мобилизации, управления психофизическим состоянием.

Для начала уточните, каково эмоциональное состояние и отношение к олимпиаде школьника. Самостоятельно определить эмоциональное состояние и отношение к этому важному событию поможет упражнение "Самоактуализация". Предложите учащемуся закончить предложения:

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящей олимпиаде...
  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к олимпиаде...
  • Я хотел бы узнать, как в период подготовки к олимпиаде...
  • Я хотел бы узнать, как во время проведения олимпиады...

Можно вместе с учащимися провести мысленную репетицию соревновательной ситуации: проиграть ситуацию предстоящей олимпиады, начиная с вечера накануне выступления и до полного ее завершения, мысленно представляя самое удачное выступление. Это поможет снять повышенную тревожность и выявить неосознаваемые проблемы ученика. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать.

Каковы возможные трудности участия в олимпиаде для меня лично и как их облегчить? Мысленная репетиция позволяет воспроизвести чувства и осознать на уровне физических ощущений тела дискомфортные ситуации в предстоящем соревновании.

Одаренность — это особенность не только мозга и интеллекта, это другое устройство всей психики, хотя и почетная, но всё же тяжелая ноша. Одаренным детям часто приходится платить за эту особенность уже с раннего детства: нервные срывы, специфические проблемы со здоровьем, олимпиадное выгорание. Итак, что же мы имеем от участия в олимпиаде?

Долгожданную победу! Если ученик стал победителем или призером олимпиады, похвалите его и себя. Важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

Прошедшая олимпиада обсуждается, разбираются наиболее интересные задачи, возможные другие способы решения. В школе желательно иметь стенд, посвященный химической олимпиаде, на котором будут представлены лучшие химики не только школы, но и района. Такая информация будет показывать перспективы участия в олимпиаде, формировать интерес и уважение к предмету у младших школьников.

Конечно, в олимпиадах разного уровня, как и в любом состязании, есть и победители, и побежденные. Если вы с учеником не стали победителем или призером олимпиады, не нужно расстраиваться, победителями все не бывают. Порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

Поражение - это позитивный опыт, который был получен, прекрасная возможность научиться чему-то новому. Помните, что отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Вы оценили свои возможности, и у вас есть время подготовиться, чтобы победить на следующей олимпиаде! Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой. Работать, работать и работать! И, тем не менее, не забывайте о том, что участие в олимпиаде - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам.

Литература

  1. Еремин В. В., Пашкова Л. В., Еремина И. В. Опыт дистанционной работы с учителями химии г. Москвы по развитию детской одаренности. – Химический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. - [Электронный ресурс].
  2. Загорский В. В. Этюды о предметных олимпиадах. - [Электронный ресурс].
  3. Комарова Т. В. Организация и проведение школьных предметных олимпиад как средство выявления и развития способностей личности школьника//Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3. С. 13-19.
  4. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. – М., 1960.
  5. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия": 2000. - 232 с.
  6. Юркевич В. С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей / В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1996. – 136 с.