Стаття «Емоційний інтелект як детермінанта педагогічної діяльності»
Аннотация. В статье коротко раскрываются основные понятия и модели эмоционального интеллекта; на основании анализа трудов ученых-психологов сделана попытка показать связь уровня эмоционального интеллекта с успешностью работы педагога и уровнем эмоционального выгорания.
trong>Ключевые слова: эмоциональный интеллект (ЭИ), модели эмоционального интеллекта, мотивация достижения, синдром эмоционального выгорания.
Емоційний інтелект (ЕІ), моделі емоційного інтелекту, мотивація досягнення, синдром емоційного вигорання.
Еmotional іntelligence (EI), models of emotional intelligence, motivation of achievement, syndrome of emotional burning out.
Развитие эмоциональной культуры человека становится одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. Это связано, во-первых, с повышением эмоциогенности современных жизненных условий. Ускоряется темп жизни, увеличивается число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность при отсутствии своевременных возможностей для релаксации. Указанные факторы приводят к повышению частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, на что человек реагирует переживаниями тревожности, беспомощности, тоски и отчаяния. [1, с. 1-2].
Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые учителя, только что закончившие специальные учебные заведения, приходят на работу, горя желанием проявить чудеса педагогики и стать настоящим другом и Учителем для тех ребят, с которыми им предстоит работать. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями, многие понимают, что не в силах изменить сложившуюся в той или иной школе систему работы, постепенно утрачивая энтузиазм.
Эмоциональные ресурсы человека, оказывающегося в такой непростой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. "Синдром эмоционального выгорания" - один из таких механизмов [2, с. 40].
"Эмоциональное выгорание" является формой профессиональной деформации личности - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Учитель работает в режиме постоянного внешнего и внутреннего контроля. За день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь велики, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель. Все это усугубляется и сложными социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами и хроническими отклонениями в состоянии здоровья. [4, с. 55-57].
Если учитель не владеет инструментами для сохранения и восстановления своих эмоциональных ресурсов, он со временем становится неспособным конгруэнтно выражать эмоции, теряет мотивацию и интерес к работе, не способен качественно и успешно работать.
Педагог с высоким уровнем эмоционального интеллекта – это человек, который осознает испытываемые эмоции, четко понимает, чем они вызваны, умеет ими управлять, вовремя расслабляться, конгруэнтен в выражении своих эмоций, легко распознает эмоции других и адекватно реагирует на них. Такой учитель наименее подвержен "синдрому эмоционального выгорания", а значит, может многие десятилетия успешно работать в системе "человек-человек".
Возможно предположить, что существует связь между уровнем развития эмоционального интеллекта, мотивацией профессиональной деятельности и уровнем эмоционального выгорания педагогов.
Цель статьи. Провести короткий анализ некоторых научных работ по теме с целью показать взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с общим интеллектом и личностными особенностями, мотивацией достижений, успешностью педагогической деятельности. Подвести к осознанию того, что работая над развитием эмоционального интеллекта возможно совершенствование педагога-профессионала.
Эмоциональный интеллект, как и психология в целом, имеет длительную предысторию, но короткую историю. Термин "эмоциональный интеллект" был введён в психологию в 90-е годы XX века Дж. Мейером и П. Сэловеем, однако взаимодействие когнитивных и эмоциональных процессов находится в центре внимания ученых уже давно.
Открытие феномена "эмоциональный интеллект" явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов и их взаимосвязи. Важнейшими достижениями в этом плане явились обогащение представлений об эмоциях, расширение представлений об интеллекте, а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта.
И. Н. Андреева определяет эмоциональный интеллект как совокупность интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной информации и считает, что эмоциональный интеллект как умственная способность является частью более обширной группы свойств личности.
На современном этапе сформировалось несколько моделей эмоционального интеллекта: Дж. Мейера, П Сэловея, Д. Карузо, К. Изарда, Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, Р. Купера. Две первые из них можно отнести к модели способностей, остальные – к "смешанным" моделям. Заметим, что данные подходы к ЭИ очень различны.
Модели эмоционального интеллекта, которые разрабатываются на территории постсоветского пространства, испытывают на себе влияние зарубежных подходов. Наиболее известными являются модели эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, М. А. Манойловой (Россия) и Э. Л. Носенко, Н. В. Ковриги (Украина). Концепция эмоционального интеллекта Д. В. Люсина близка к моделям способностей; подходы Э. Л. Носенко и М. А. Манойловой – к "смешанным" моделям эмоционального интеллекта.
Согласно модели способностей Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, в структуру эмоционального интеллекта входят: способности к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении (фасилитации мышления), различению и выражению эмоций. Каждый из структурных компонентов ЭИ вносит существенный вклад в его целостное функционирование и определённым образом влияет на адаптивность и эффективность жизнедеятельности человека.
Система взаимосвязанных с ЭИ и частично его перекрывающих характеристик выглядит ещё более обширной для сторонников "смешанных" моделей эмоционального интеллекта в связи с тем, что в данных моделях ЭИ сам термин "эмоциональный интеллект" отождествляется с довольно значительной совокупностью личностных характеристик. К взаимосвязанным с ЭИ феноменам здесь можно отнести открытость, оптимизм, практический интеллект, самоуважение, склонность к приятным или неприятным переживаниям, субъективно переживаемое благополучие, а также мотивацию достижения. Русский психолог М. Ш. Магомед-Эминов, определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления.
В рамках смешанных моделей ЭИ рассматривается как предиктор успешной жизнедеятельности человека в целом, а авторы модели способностей рассматривают данный конструкт в качестве прогностического фактора небольшого числа важнейших жизненных паттернов и результатов. Установлено, что эмоциональный интеллект на достоверном уровне взаимосвязан с общим интеллектом, со способностями к решению проблем, а также с лидерскими и организаторскими способностями и с некоторыми чертами личности: с дружелюбностью, сознательностью, самоуважением, самооценкой, стремлением к личностному росту, с потребностями во включении и в аффекте.
Эмоциональный интеллект является прогностическим фактором для просоциального и иного позитивного поведения. Низкий уровень ЭИ способствует ухудшению взаимоотношений с окружающими. Данные факторы, безусловно, важны в работе педагога.
Исходя из подходов сторонников "смешанных" моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулмана, Э. Л. Носенко и М. А. Манойловой и т. д.), высокий уровень межличностного эмоционального интеллекта в большей мере способствует коммуникативной компетентности и, следовательно, адаптации в сфере межличностных отношений; высокий уровень внутриличностного эмоционального интеллекта способствует стойкости в достижении целей, стремлению к принятию решений и их реализации, иными словами, адаптированности в сфере профессиональной деятельности и личных достижений.
Выявлено, что лица с высоким уровнем эмоционального интеллекта уже на этапе выбора профессии предпочитают деятельность в социальной сфере.
Умеренно высокий уровень ЭИ способствует эффективности деятельности в сфере "человек – человек", в частности в сфере образования. Педагогов с высоким уровнем ЭИ отличает большая эффективность деятельности, гибкость в выборе стиля общения и предпочтение просоциальных стратегий совладания.
Несмотря на то, что представления о прогностической ценности эмоционального интеллекта у сторонников модели способностей и смешанных моделей значительно различаются, мы можем заметить, что и та и другая модель подразумевает успешность деятельности, связанной с общением и управлением.
Итак: можно отметить, что эмоциональный интеллект для исследователей до сих пор остается неким противоречивым смысловым единством эмоций и интеллекта.
Анализ научных работ по проблеме изучения структуры эмоционального интеллекта показывает важность развития всех его компонентов в личности педагога – профессионала.
Исходя из мнения многих психологов - исследователей (Гоулман Д., Орме Г., Яковлева Е. Л.) о том, что возможно развитие эмоционального интеллекта, у психологов и педагогов появляется инструмент для установления гармоничного соотношения между когнитивными и эмоциональными процессами, сохранения своего эмоционального здоровья, профессиональной успешности, а значит, внедрения инновационных форм в условиях работы в системе образования.
Литература
1. Андреева И. Н., Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии, Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388с.
2. Бойко В. В., Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональ-ном общении. СПб.: Питер, 1999. – 105с.
3. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты //Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / Под ред. Г. А. Емельянова. М., 2000. - С. 29-36
4. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство "Речь", 2003. – 200 с.