Изложение - рассказ о появлении значений у слова "самолет"
Цель: повторить способ определения главного и неглавного ЛЗ многозначного слова; учить составлять текст с использованием всех значений многозначного слова.
Ход урока
1. Повторение.
Задание для групповой работ
ы:Пометьте цифрой 1 главное значение у следующих многозначных слов:
а) круг - предмет для спасения утопающего,
- 1 геометрическая фигура;
б) дворник - 1 человек, следящий за порядком во дворе,
- очиститель стекла автомобиля;
в) груша - 1 плодовое дерево,
- плод, сочный и сладкий на вкус.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Вопрос для группы:
Прочитайте то значение слова "самолет", которое, по вашему мнению, главное?
Ответом явится либо самое старое значение, либо современное.
Перед нами случай, где главным является первое во времени появившееся значение "сказочный ковер".
III. На уроке мы напишем изложение, для этого составьте план с опорой на домашнее задание.
Запись:
План.
1. Волшебный сказочный ковер.
2. Самоходный паром.
3. Летающий челнок.
4. Крылатая машина.
IV. В процессе написания важно указывать, когда появляется то или иное значение.
Для этого устно ответим на такие вопросы:
а) Где первоначально употреблялось слово "самолет"?
б) Какое значение возникло во времена Петра I?
в) Когда слово "самолет" вошло в речь ткачей?
г) Сколько лет назад слово "самолет" обрело современное значение? Какое слово также имеет это значение?
V. Написание изложения.
VI. Домашнее задание.
§8, упражнение №2 (слово в главном значении подчеркните одной линией, в неглавных - двумя линиями.)