Источники фразеологизмов
Цель: повторить умение по лексическому значению найти буквенную оболочку слова, повторить правописание слов с интернациональными морфемами; повторить понятие "фразеологизмы-синонимы"; познакомить с теми фразеологизмами, которые возникли из речи различных профессиональных групп (м
оряков, музыкантов, сапожников и т. д.).Ход урока
I. Повторение.
а) Восстановите буквенную оболочку слов с интернациональными морфемами по таким лексическим значениям (подсказка: значение подчеркнутых слов в лексическом значении соответствует интернациональной морфеме):
? - больница (клиника) с многими отделениями;
? - прибор, через который смотрят за удаленными предметами;
? - сфера деятельности, в которой человек работает как птица;
? - наука, описывающая землю.
б) Из данного списка выпишите фразеологизмы-синонимы:
поминай как звали, лежать на боку, намять холку, только и видели, плевать в потолок, дать по шее, и был таков, наставить фонари, язык проглотить, и след простыл.
ІІ. Чтение §33 и ответ на вопросы.
а) Какие фразеологизмы возникли в сфере музыкантов? В сфере столяров и плотников?
б) Укажите слово в устойчивом словосочетании, которое намекает на профессиональную сферу.
Ответ:
среда музыкантов - (играть первую) скрипку;
- (задавать) тон.
среда столяров и плотников - (без) сучка (и задоринки);
- топорная (работа).
в) Что значило слово "баклуши" в словосочетании "бить баклуши"? Из какой сферы вышел этот фразеологизм? Каково его лексическое значение в настоящее время?
III. Задание для групповой работы.
Найдите лексическое значение фразеологизмов и догадайтесь, из какой профессиональной сферы они вышли (§33, упр. №1).
Запись.
В час по чайной ложке - медленно (возникло у врачей).
Сгущать краски - преувеличивать (возникло у художников).
Стать на якорь - остановиться (возникло у моряков).
На всех парусах - очень быстро (возникло у моряков).
Трещать по швам - разваливаться (возникло у портных).
В один голос - одновременно (возникло у музыкантов).
Заварить кашу - начать непосильную работу (возникло у поваров).
Два сапога пара - одинаковые в чем-либо (возникло у сапожников).
На одну колодку - в равные условия (возникло у сапожников).
Спускать на тормозах - прощать (возникло у железнодорожников).
Подчеркните то слово во фразеологизме, которое подсказало вам источник его.
IV. Итог урока. Оценивание удачных ответов.
V. Домашнее задание. С 8-ю фразеологизмами из упр. №1 (§33) составьте предложения или рассказ.