840
Оцініть публікацію

Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки

Цель: повторить определение фразеологизма и способ нахождения его в потоке речи; познакомить с понятием "крылатые слова" как знаком ситуации и с понятием "пословица-поговорка"; учить, как употребляются в речи крылатые слова, пословицы и поговорки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Повторение понятия "фразеологизм".

ІІ. Повторение.

Задание для групповой работы.

1. Некоторые слова в данных предложениях замените фразеологизмами.

а) Мой новый приятель живет очень далеко, на краю села.

б) Это совсем молодой солдат, он еще не участвовал в бою.

в) Когда кого-либо наказываешь, лучше не впадать в крайность.

г) Во время концерта зрителей на площади было так много, что вовсе не было свободного места.

Подсказка.

Смотреть сквозь пальцы, нюхать порох, вырвать с корнем, валить в одну кучу, у черта на куличках, плюнуть негде, перегибать палку, брать быка за рога.

2. Найдите и подчеркните устойчивые словосочетания.

а) Вертелся в голове сумбурный сон, который ночью несколько раз прерывался пробуждением.

б) Дедушка и бабушка прожили друг с другом душа в душу и имели много внуков и внучат.

в) Московский университет - alma mater для многих выпускников.

г) Мать с дочерью говорили tet-а-tet весь вечер

д) Idee fixe нашего тренера принесла свои плоды: команда выиграла матч.

е) Finita la commedia: нам забили гол на последней минуте.

III. Чтение статьи § 34.

Задание для групповой работы:

Найдите крылатые слова, определите авторство и опишите ситуацию, в которой они используются.

а) Эту работу мог бы сделать один человек. Вас здесь пятеро, а "воз и ныне там", работа не двигается.

б) По-моему, все дело в том, что вы еще сами не знаете, как решить эту проблему. А поэтому, "вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".

в) Я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых ... и рыженького паренька, который спрашивал по утрам хрипло:

- Братцы, когда же мой Айболит придет?

Образец записи.

Автором крылатых слов является ... . Они могут использоваться в ситуации, когда ...

а) ... прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

б) ... за дело берутся не специалисты.

в) ... говорят о добром и всесильном враче.

IV. Составьте или выпишите собственное определение, что такое "крылатые слова".

Запись.

Крылатые слова (крылатое выражение) - это меткое выражение из художественной литературы (авторской).

V. Пословицы и поговорки - тоже меткие суждения и наблюдения, но точного авторства для них не найти, их автор - русский народ. Их источник - русское народное творчество или фольклор.

VI. К приведенным ситуациям подберите из списка пословицы и поговорки.

а) Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предлагают.

б) Говорится, когда неприятности или несчастья следуют одно за другим.

в) Говорится в качестве напутствия молодому человеку в начале его жизненного пути.

г) Говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.

Список пословиц и поговорок.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Близок локоть, да не укусишь.

Бабушка надвое сказала.

Будет и на нашей улице праздник.

Беда никогда не приходит одна.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В тесноте, да не в обиде.

VII. Оценивание удачных ответов.

VIII. Домашнее задание.

а) Запишите 8 пословиц и поговорок, которые вы используете в своей речи (или в вашей семье используют).

б) Одну пословицу или поговорку введите в мини-рассказ по образцу:

- Почему вы этого студента спрашиваете о том, о чем не говорили на лекциях?

- Потому что у него прекрасные способности, он много занимается и много знает. А кому много дано, с того много и спросится (пословица).