Метафора и метонимия
Цель: совершенствовать разграничение главных и переносных значений, метафорических и метонимических; учить применять определение "метафора" и "метонимия" для анализа лексического значения слов.
Ход урока
І. Повторение. ng>
Задание для группового обсуждения.
Выберите главное (простое) значение:
жар - место, где очень жарко,
- горячие угли без пламени,
- горячий, сильно нагретый воздух,
- повышенная температура тела,
- лихорадочное состояние, вызванное волнением.
II. Повторение определений:
Главное и неглавное ЛЗ, метафора и метонимия.
IIІ. Проверка домашнего задания: §10, упражнение 1
спелое яблоко - глазное яблоко,
швейная иголка - иголка сосны,
к нам в квартиру пришел полотер - отец купил полотер,
злой человек - злой ветер,
теплый чай - теплый взгляд,
железный обруч - железный характер,
змея ползет - время ползет.
- Все слова в метафорическом значении.
IV. Задание для групповой работы:
§11, упражнение 1.
V. Чтение ответов и составление списка ЛЗ слов "чай", "класс".
Запись:
чай - 1 растение с большими зелеными листьями,
- 2 измельченные и высушенные листья,
- 3 напиток,
- 4 процесс чаепития.
2, 3 и 4 значения - метонимия, т. к. нет сходства с растением;
класс - 1 группа учащихся,
- 2 помещение для учебы (метонимия).
VI. Итоги урока. Оценивание удачных ответов.
VII. Домашнее задание. §11, упражнение 2 (стр. 21).