Многозначные слова и омонимы
Цель: вывести понятие "омоним" из понятий "буквенная оболочка" и "многозначное слово"; сформулировать способ отграничения омонимов от многозначного слова.
Ход урока
I. Повторение.
Задание для групповой работы
:Запишите в скобках, метафорой или метонимией является значение таких слов:
а) круг (2) - спасательный круг (?) метафора,
б) конь (2) - ход конем (!) метафора,
в) подошва (2) - подошва горы (?) метафора,
г) расческа (2) - пластмассовая расческа (?) метонимия.
II. Проверка домашнего задания:
§11 упр. 2 Чтение предложений с комментарием.
III. Выпишите из учебника (§14, стр. 27) стихотворение
- Кто вы?
- Мы лисички,
- Дружные сестрички
- Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой...
IV. Понятно, что в стихотворении говорится и о животных, и о грибах. Запишем эти значения полностью.
Запись:
Лисички - съедобные грибы рыжего цвета,
- хищное животное рыжего цвета.
Задание для групповой работы.
Решите, эти значения - значения многозначного слова? (и тогда одно из них главное, а другое переносное). Или эти значения не взаимосвязаны, и значит, они принадлежат разным словам с похожей буквенной оболочкой? (перед обсуждением вспомним определение главного и не-главного ЛЗ и способа отличия неглавного от главного).
V. Ответы групп и обобщающее слово учителя:
- Ведь главное должно входить в состав переносного ЛЗ. Проверим это. Пусть значения "съедобные грибы" - главное. Можно ли тогда так сказать: "Лисички - это хищные животные, которые питаются грибами"?
Пусть значение "хищное животное" - главное.
Можно ли сказать так: "Лисички - это грибы, которые растут там, где живут лисы"? Тоже нельзя! Получается, что значения-то не взаимосвязаны, и перед нами совершенно разные слова. Но что у них общего? Заметили? Такие слова и есть омонимы.
Запишем определение в тетради:
Омонимы - слова, которые произносятся или пишутся одинаково, но имеют разные (не взаимосвязанные) ЛЗ.
VI. Выполним упр. №2 после §14, пункт А.
Определите омонимы и многозначное слово:
Нужно купить тетрадь в косую линейку;
Свою линейку я отдал товарищу.
В линейку запрягли двух вороных коней.
Предлагаю выписать ЛЗ трех слов и сравнить:
Запись:
линейка - 1 прямая линия,
линейка - 2 предмет для проведения прямых линий,
линейка - повозка.
Запись-вывод в тетради.
Так как первое значение входит в состав следующего, то они принадлежат многозначному слову, третье значение - значение омонима.
VII. По этому образцу сделайте домашнее задание: §14, упр. №2, пункты Б, В.