Связь между значениями разных слов (о синонимах)
Цель: совершенствовать умение различать метафору и метонимию; повторить понятие "многозначное слово" и "омоним"; ввести понятие "синоним" с опорой на понятие "знак"; познакомить со способом нахождения ЛЗ через синоним.
Ход урока
Задание для групповой работы.
Метафорой или метонимией является значение подчеркнутых слов таких предложений:
а) Он выпил два стакана, чтоб утолить жажду.
б) Дул ледяной ветер, и одежда не спасала от него.
в) Я люблю пить чай, а иногда и кофе.
II. Проверка домашнего задания:
а) повторение определения слова "омоним", способа определения главного и неглавного значений в многозначном слове;
б) чтение ответов отдельными учениками из упр. №2, §14, пункт Б, В.
Запись:
Лист 1 - часть дерева, орган дыхания и питания растений.
Лист 2 - тонкий плоский кусок бумаги. Эти слова омонимы, т .к. значения их не взаимосвязаны.
Мазать - 1 окрашивать,
- промахиваться,
- 2 пачкать.
Значения "окрашивать" и "пачкать" относятся к многозначному слову, а со значением "промахиваться" слово является омонимом.
III. Задание для групповой работы:
В рассказе о слове "самолет" (стр. 43 учебника) мы встретили еще одно слово "аэроплан". Вспомните, что составляет понятие "знак" и запишите ответ на вопрос:
Что общего и разного в этих словах?
IV. Ответы групп и запись в тетради:
У слов "самолет" и "аэроплан" разная буквенная и звуковая оболочки, но общее лексическое значение "крылатая машина".
V. Для этих слов есть термин "синонимы". Выпишите из учебника определение или составьте его сами.
Запись.
Синонимы - это слова, разные по звучанию или написанию, но одинаковые или близкие по значению.
VI. Выполните упр. №1 после §17:
спешить - торопиться,
тушить - гасить,
неприятель - противник,
миг - мгновение,
конница - кавалерия,
передник - фартук,
громадный - огромный.
VII. Задание для группового обсуждения.
§16, упр. 1. В данном упражнении значения слова "книга" охарактеризованы через общее и отличительное. Но явление синонимии позволяет эти же значения выразить через синоним. Сделайте это в тетради.
Запись:
книга - 1 журнал, том;
- 2 тетрадь, блокнот, альбом;
- 3 роман, поэма.
VIII. Итоги урока. Оценивание удачных ответов.
IХ. Домашнее задание. §17, упр. №5, §14, упр. №5.