653
Оцініть публікацію

Слова-паронимы

Цель: повторить понятия "омоним", "синоним" и "антоним"; совершенствовать умение строить лексическое значение слов; познакомить с понятием "пароним" через понятие "буквенная оболочка"; тренировать в отличии значений слов-паронимов.

Ход урока g>

I. Повторение.

Задание для групповой работы.

а) К буквенным оболочкам омонимов допишите их ЛЗ:

ключ 1 - ? (средство для открывания замка),
ключ 2 - ? (ручей, бьющий из земли),
ладья 1 - ? (шахматная фигура),
ладья 2 - ? (большая лодка).

б) Подберите синонимы к цветовым прилагательным:

черный - ? (угольный),
белый - ? (молочный),
желтый - ? (золотой),
зеленый - ? (изумрудный),
фиолетовый - ? (сиреневый)

в) Замените антонимом повторяющееся слово в предложениях:

1. Яблоки еще совсем зеленые.
2. Ты совсем зеленый стал после болезни.
3. Он еще совсем зеленый моряк.

II. Задание.

Составьте словосочетания со словами "сытый" и "сытный". Выберите правильное. Эти слова являются:

а) омонимами,
б) синонимами,
в) антонимами.

Запись:

Сытый человек.
Сытный ужин.

Эти слова не омонимы, так как у них не совпадает в одной букве буквенная оболочка.

Эти слова не синонимы, так как у них разные значения (сытый - наевшийся, сытный - аппетитный).

Эти слова не антонимы, так как их значения не противоположны.

III. Слово учителя.

Вы правильно определили, что эти слова не омонимы, не синонимы, не антонимы. Их называют паронимами. Запишите определение из §20 или составьте самостоятельно.

Запись.

Паронимы - слова, очень похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.

IV. Выполнить упр. 2 после §20.

V. Оценивание удачных ответов.

VI. Домашнее задание.

Выписать из §§22-24 по 4 слова:

- общеславянских - древнерусских,
- собственно русских - старославянских,
- тюркских - греческих,
- латинских - немецких
- французских - английских.