Региональные тексты как один из эффективных способов воспитательной работы по лингвокраеведению
Национальная доктрина образования поставила перед школой задачу воспитания гражданина. Один из способов реализации принципа гражданственности в практической деятельности педагогов - пробуждение и развитие национального самосознания учащихся. Содержанием этой работы является воспитание любви к пр
ироде родного края, родной земли; изучение истории украинского народа, его оригинального и богатого культурного наследия, традиций, обычаев; воспитание любви к родному краю, уважение к его истории; воспитание национального самосознания, уважения к своей стране, к своему народу.Уроки русского языка и литературы дают огромные возможности для воспитания настоящего гражданина независимой Украины, формирования национального сознания учащихся. Необходимым условием для решения этой задачи является создание системы краеведческой работы в деятельности каждого учителя-словесника. Одна из составляющих этой системы - работа на уроках русского языка.
Уроки русского языка дают возможность расширить знания учеников по истории родного края, использовать элементы краеведенья, связанные с культурой, обычаями и бытом населения.
Среди основных направлений краеведческой работы на уроках языка можно выделить следующие:
- изучение истории родного края;
- ознакомление с этнографией;
- создание чёткого представления об экологической ситуации региона;
- углубление знаний о выдающихся достижениях культуры, образования, науки, спорта.
Урок русского языка даёт возможность спланировать работу через:
- дидактический материал в форме разнообразных творческих и обучающих заданий и упражнений;
- подбор текстов краеведческого характера для диктантов и изложений;
- уроки развития связной речи, построенные на краеведческой основе.
Любая из форм краеведческой работы на уроке предполагает использование региональных текстов.
Учителю необходимо подобрать такой текст (тексты), который можно было бы использовать и для реализации основных линий Государственного стандарта, и для развития (формирования) основных видов компетентностей школьников, и для активизации мыслительной деятельности учащихся, и для отработки определённых умений и навыков.
Учебный текст, отвечающий перечисленным требованиям, может быть представлен на уроках объяснения нового материала, обобщения и систематизации изученного, повторения и коррекции знаний, умений и навыков школьников, а также как вариант дифференцированного домашнего задания.
Нижеприведённый текст мы можем использовать при изучении различных тем:
- Имя существительное как часть речи
- Собственные и нарицательные имена существительные
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Простое и сложное предложение
- Сложноподчинённое предложение
- Пунктуация в сложноподчинённых предложениях» и т.д.
Данный текст можно использовать для индивидуальной и коллективной работы, для работы по развитию речи. Задания могут быть разнообразные:
- Подобрать заглавие к тексту.
- Выписать слова с орфограммами по изучаемой теме.
- Объяснить пунктограммы, орфограммы и т.д.
Луганск - областной центр, который родился в конце восемнадцатого века. Тогда возле села Каменный Брод, что раскинулось на склоне высокого холма над Луганкой, был заложен первый в Украине литейный завод. Одновременно с заводом возникло поселение, которое впоследствии стало городом.
Использование текстов краеведческого содержания является высокоэффективной формой во время проведения обучающих и контрольных диктантов, изложений. Здесь можно порекомендовать тексты о Дале, об истории городов области, об истории улиц родного города, о достижениях науки, культуры, спорта деятелей родного края.
В учебнике по русскому языку для 6 класса школ с русским языком обучения Малыхиной Е.В. (упр.27) есть текст о жизни В.И.Даля. В упражнении даны задания по лексике, синтаксису, развитию речи. Данный текст можно использовать для зрительно-слухового диктанта, к нему можно возвратиться при изучении имени существительного, числительного и других частей речи.
От урока к уроку учитель должен расширять границы познаний учащихся о родном крае, формируя целостную и чёткую картину о его истории, культуре, современной жизни.
Для создания полного и широкого представления можно использовать словари краеведческих терминов, в которые входят:
- топонимические понятия: Рубежное, Стаханов, Северский Донец, Айдар и др.
- собственные наименования: В.И.Даль, «Молодая гвардия» и др.
- названия предметов и явлений традиционного быта: ряженые, гопак, левада и др.
- слова, связанные с религиозной жизнью: Крещенье, щедрование, колядка и т.д.
- знаки-символы: оберег, верба и др.
Данные словари может подготовить учитель, составив их по принципу усложнения материала, а могут вести дети, пополняя словарь при работе с новым текстом краеведческого характера.
Например, из текста, данного выше, дети могут вписать в словарь слова Луганск, Каменный Брод, Луганка.
В индивидуальной работе с учащимися можно предложить подготовить или найти региональные тексты для коллективной работы на уроке.
Любая из предложенных форм работы с региональными текстами будет способствовать решению задачи патриотического и гражданского воспитания при условии не эпизодической, а систематической работы с краеведческими текстами на уроке.
Автор: Лоза Г. М., заступник директора з НВР, учитель російської мови та літератури Рубіжанська школа № 4 Луганської обл.