856
Оцініть публікацію

Региональные тексты как один из эффективных способов воспитательной работы по лингвокраеведению

Национальная доктрина образования поставила перед школой задачу воспитания гражданина. Один из способов реализации принципа гражданственности в практической деятельности педагогов -  пробуждение и развитие национального самосознания учащихся. Содержанием этой работы является воспитание любви к пр ироде родного края, родной земли; изучение истории украинского народа, его оригинального и богатого культурного наследия, традиций, обычаев; воспитание любви к родному краю, уважение к его истории; воспитание национального самосознания, уважения к своей стране, к своему народу.

Уроки русского языка и литературы дают огромные возможности для воспитания настоящего гражданина независимой Украины, формирования национального сознания учащихся. Необходимым условием для решения этой задачи является создание системы краеведческой работы в деятельности каждого учителя-словесника. Одна из составляющих этой системы - работа на уроках русского языка.

Уроки русского языка дают возможность расширить знания учеников по истории родного края, использовать элементы краеведенья, связанные с культурой, обычаями и бытом населения.

Среди основных направлений краеведческой работы на уроках языка можно выделить следующие:

  • изучение истории родного края;
  • ознакомление с этнографией;
  • создание чёткого представления об экологической ситуации региона;
  • углубление знаний о выдающихся достижениях культуры, образования, науки, спорта.

Урок русского языка даёт возможность спланировать работу через:

  • дидактический материал в форме разнообразных творческих и обучающих заданий и упражнений;
  • подбор текстов краеведческого характера для диктантов и изложений;
  • уроки развития связной речи, построенные на краеведческой основе.

Любая из форм краеведческой работы на уроке предполагает использование региональных текстов.

Учителю необходимо подобрать такой текст (тексты), который можно было бы использовать и для реализации основных линий Государственного стандарта, и для развития (формирования) основных видов компетентностей школьников, и для активизации мыслительной деятельности учащихся, и для отработки определённых умений и навыков.

Учебный текст, отвечающий перечисленным требованиям, может быть представлен на уроках объяснения нового материала, обобщения и систематизации изученного, повторения и коррекции знаний, умений и навыков школьников, а также как вариант дифференцированного домашнего задания.

Нижеприведённый текст мы можем использовать при изучении различных тем:

  • Имя существительное как часть речи
  • Собственные и нарицательные имена существительные
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Простое и сложное предложение
  • Сложноподчинённое предложение
  • Пунктуация в сложноподчинённых предложениях» и т.д.

Данный текст можно использовать для индивидуальной и коллективной работы, для работы по развитию речи. Задания могут быть разнообразные:

  • Подобрать заглавие к тексту.
  • Выписать слова с орфограммами по изучаемой теме.
  • Объяснить пунктограммы, орфограммы и т.д.

Луганск - областной центр, который родился в конце восемнадцатого века. Тогда возле села Каменный Брод, что раскинулось на склоне высокого холма над Луганкой, был заложен первый в Украине литейный завод. Одновременно с заводом возникло поселение, которое впоследствии стало городом.

Использование текстов краеведческого содержания является высокоэффективной формой во время проведения обучающих и контрольных диктантов, изложений. Здесь можно порекомендовать тексты о Дале, об истории городов области, об истории улиц родного города, о достижениях науки, культуры, спорта деятелей родного края.

В учебнике по русскому языку для 6 класса школ с русским языком обучения Малыхиной Е.В. (упр.27) есть текст о жизни В.И.Даля. В упражнении даны задания по лексике, синтаксису, развитию речи. Данный текст можно использовать для зрительно-слухового диктанта, к нему можно возвратиться при изучении имени существительного, числительного и других частей речи.

От урока к уроку учитель должен расширять границы познаний учащихся о родном крае, формируя целостную и чёткую картину о его истории, культуре, современной жизни.

Для создания полного и широкого представления можно использовать словари краеведческих терминов, в которые входят:

  • топонимические понятия: Рубежное, Стаханов, Северский Донец, Айдар и др.
  • собственные наименования: В.И.Даль, «Молодая гвардия» и др.
  • названия предметов и явлений традиционного быта: ряженые, гопак, левада и др.
  • слова, связанные с религиозной жизнью: Крещенье, щедрование, колядка и т.д.
  • знаки-символы: оберег, верба и др.

Данные словари может подготовить учитель, составив их по принципу усложнения материала, а могут вести дети, пополняя словарь при работе с новым текстом краеведческого характера.

Например, из текста, данного выше, дети могут вписать в словарь слова Луганск, Каменный Брод, Луганка.

В индивидуальной работе с учащимися можно предложить подготовить или найти региональные тексты для коллективной работы на уроке.

Любая из предложенных форм работы с региональными текстами будет способствовать решению задачи патриотического и гражданского воспитания при условии не эпизодической, а систематической работы с краеведческими текстами на уроке.

Автор: Лоза Г. М., заступник директора з НВР, учитель російської мови та літератури Рубіжанська школа № 4 Луганської обл.