493
Оцініть публікацію

Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка

Главная задача учителя – это пробуждение интереса ребенка к обучению. Но в настоящее время для этого недостаточно только личностных качеств учителя. Современный мир невозможно представить без новейших информационных технологий, не обошли стороной эти изменения и сферу образования.

Современ ный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать мультимедийные технологии как ещё один инструмент организации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока.

Термин "мультимедиа" - калька с английского слова multimedia, что можно перевести как "многие среды" (от multi - много и media - среда).

Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать на уроке различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Развитию ассоциативного мышления обучающихся (создание образа, ассоциирующегося с определенным словом), а также формированию образного восприятия мира, способствует интеграция таких средств эмоционального воздействия, как художественное слово, музыка, живопись.

Ещё до появления мультимедийных технологий эксперты по маркетингу по результатам многочисленных экспериментов выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через некоторое время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек запоминал около 1/4 информации. Если материал был подан визуально – около 1/3. При их сочетании запоминание повышалось до 1/2. Следовательно, применение технологии мультимедиа может значительно повысить эффективность обучения.

Использование информационных технологий кардинально расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

В настоящее время на уроках русского языка можно использовать следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий: информационно-обучающие программы, тесты, проекты, учебное кино, презентация.

Что же представляет собой компьютерная презентация? Проведем аналогию с обычной книгой. Книга состоит из страниц с текстом, и презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать также мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Электронные страницы презентации называются слайдами.

Книгу мы обычно читаем последовательно, просто перелистывая ее страницы. В процессе просмотра компьютерной презентации могут реализовываться различные последовательности представления слайдов. Для осуществления различных вариантов переходов между слайдами используются либо управляющие кнопки, либо гиперссылки.

Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, подборка электронных таблиц, заданий, иллюстрации. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Используя различные виды упражнений, анимацию при создании слайдов, учитель может сделать презентации интерактивными, то есть способствующими включению учащихся в диалог друг с другом, преподавателем.

В некоторых случаях презентацию запускают в автоматическом режиме, и она повествует о чем-то без участия человека. Автоматический режим презентации можно использовать во время проведения различных выставок, тематических вечеров и других внеклассных мероприятий.

Разумеется, что уроки с использованием мультимедийных технологий требуют большой и тщательной подготовки. Учитель должен уметь пользоваться различными программами: графическими, flesh-анимации, web-редактора, программами для создания презентаций, программами для работы со звуком и видео.

Я начинаю использовать мультимедиа технологии с 5 класса. Особое место в этом отводится игре. Эта, доступная с раннего детства форма восприятия мира, близка детям этого возраста. А поскольку учащиеся 5 класса владеют навыками работа за компьютером, они самостоятельно создают небольшие презентации и имеют возможность демонстрации их на уроке.

Для иллюстрации выше изложенных теоретических сведений предлагаю разработку урока, на котором представлена работа с учебной презентацией. Данная учебная презентация включает в себя графическую, текстовую, видео- (отрывки из м\ф "Тайна третьей планеты") и аудиоинформацию. Приемы работы с презентацией изложены в ходе урока.

Автор: Атабекова О. П., учитель зарубіжної літератури, російської мови та літератури, Київська гімназія № 153 ім. О. С. Пушкіна.

Завантажити>>>

Попередній перегляд

Триває завантаження