623
Оцініть публікацію

Как мы развиваем самостоятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе. (Рос. мова)

Внимание к проблеме развития самостоятельности объясняется тем, что она играет высокую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке учащихся к их дальнейшей деятельности.

Самостоятельность - это качество, присущее в той или иной степени каждому человеку, связано тесно с позн авательной активностью.

Известные педагоги прошлого, опыт современной школы убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К. Д. Ушинский подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении.

Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Такое требование является единственно верным, не утратившим своего значения и в настоящее время.

Очень многие уроки остаются низкоэффективными, малорезультативными. Регулярная самостоятельная работа по-прежнему остается атрибутом домашней работы, объем домашних заданий увеличивается до таких размеров, что уже средний ученик с ними не справляется. А что же делать слабому?

Как организовать учебный процесс на уроке, чтобы содействовать воспитанию и развитию умственной самостоятельности? В чем проявляется учебная самостоятельность?

  • в умении своими силами без посторонней помощи решать поставленные учителем или самими учащимися задачи, применяя при этом рациональные приемы работы, новые или комбинируя уже известные;
  • в устойчивом желании и стремлении не только по требованию учителя, а и по собственному почину и побуждению активно участвовать в учебной работе, осуществляемой на уроке.

Для того, чтобы учащиеся любого возраста (особенно младшего и среднего) могли без посторонней помощи решить учебную задачу, они должны понимать задачу и хотеть ее решить: у них должны быть развиты познавательные силы - мышление, речь, внимание, воображение, память; они должны владеть обобщенными знаниями и умениями – умением думать, сравнивать, обобщать, обоснованно и последовательно излагать свои мысли.

Таким образом, умственная самостоятельность включает две стороны:

  • субъективно - мотивационную (побудительную);
  • объективную – владение обобщенными знаниями, умениями и навыками (процессуальную, технологическую).

Эти две стороны тесно взаимосвязаны и составляют органическое единство.

Уровни развития самостоятельности могут быть различными. Они обусловлены характером учебного материала и мыслительных задач, предлагаемых учащимся, соотношением исполнительского и творческого начал (алгоритм и эвристика) в выполнении учебных заданий. В соответствии с этим меняется и характер руководства со стороны учителя при выполнении этих задач.

Можно говорить о двух уровнях развития умственной самостоятельности:

  • Отражательно-репродуктивном.
  • Отражательно-творческом.

Отражательно-репродуктивный уровень характеризуется тем, что ученик, выполняя задания, действует по образцу, воспроизводит те приемы и действия, которые были показаны учителем и которые выполнялись ранее под руководством учителя.

Отражательно-творческий уровень развития самостоятельности характеризуется тем, что ученик вносит в выполнение задания что-то свое, находит на основе своего опыта новые оригинальные способы решения.

Указанные уровни самостоятельности находятся во взаимной связи: первый уровень включает элементы творчества, а отражательно - творческая – элементы репродуктивности. Первая является необходимой предпосылкой самостоятельности отражательно-творческой.

Формирование самостоятельности происходит на протяжении всех лет обучения во всех видах деятельности, но наиболее целеустремленно и систематически оно осуществляется в учебной деятельности.

Каждый предмет открывает определенные возможности для развития самостоятельности школьников.

Учебная работа на уроках по разным предметам сочетает различные виды учебной деятельности как общие: чтение, слушание и т. д., так и специфические для того или иного предмета, например: проведение опытов, работа с карточкой, работа с раздаточным материалом (биология, химия).

При практической работе с раздаточным материалом сравнение, анализ, синтез, систематизация и другие мыслительные операции развиваются в процессе непосредственного действия с конкретными предметами и носят преимущественно практический действенный характер.

При работе с географической или исторической картой мыслительные операции развиваются на основе также действий с реальными объектами. Но отличительной особенностью этих объектов является их отвлеченный, символический характер. Учащиеся анализируют, сравнивают не предметы, а их условные изображения, что приводит к развитию нового аспекта в мыслительных операциях.

При работе с историческим материалом эти операции развиваются на еще более сложном материале и, как правило, на основе ранее полученных знаний, имеющихся у учащихся представлений и понятий. Анализ и синтез при работе с историческим материалом выступают как действия чисто "умственные".

Таким образом умственная самостоятельность на разных уроках развивается на различном новом материале и в целом ряде новых специфических видов деятельности. Все это приводит к тому, что мыслительный опыт учащихся, их умственная самостоятельность обогащается, углубляется и становится более разносторонней.

Для развития самостоятельности необходимо соблюдения определенных условий:

1. Психологические:

  • необходимо создание на уроке соответствующей эмоциональной атмосферы, позволяющей ученику осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, осознать и пережить свой личный успех и успех товарищей, пережить чувство радости открытия и познания нового. Важно, чтобы на уроке царило доброжелательное отношение между учителем и учениками, вера в возможности каждого ученика;
  • необходимо учить учащихся учиться, т. е. развивать их познавательные силы и способности, вооружать их обобщенными знаниями: формировать обобщенные умения и навыки, позволяющие рационально и самостоятельно выполнять те или иные задачи.

2.Дидактические.

Работа по формированию самостоятельности только тогда успешна, когда на всех уроках и во всех классах при организации самостоятельной работы соблюдаются дидактические условия:

  • Воспитание и развитие самостоятельности осуществляется непрерывно из урока в урок, во всех звеньях учебного процесса, начиная с изучения нового материала и заканчивая проверкой его усвоения.
  • В каждом звене учебного процесса перед учителем стоят конкретные задачи в плане развития умственной самостоятельности (определены программой психологические особенности возраста).
  • Работа по воспитанию и развитию самостоятельности проводится в определенной системе. Основой этой системы является постепенное увеличение самостоятельности учащихся, которое осуществляется усложнением как материала, так и мыслительных задач, предлагаемых учащимся, а также изменением роли и руководства учителя в решении этих проблем.
  • Для развития умственной самостоятельности учитель использует не один дидактический прием (направление, постановку вопросов) или средство (направленное наглядность), а систему разнообразных дидактических приемов и средств.

Как же нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы содействовать развитию самостоятельности?

  • мобилизующее начало урока, включающее всех учеников в активную деятельность (разнообразные виды проверки д/з. дид. игра).
  • огромное значение для развития умственной самостоятельности играет организация работы по изучению нового материала.

Для этого необходимо:

  • поставить учащихся в активную позицию и сделать их непосредственными участниками процесса размышления;
  • помочь ученикам воспринимать не только знания, а применяемые приемы, способы работы учителя;
  • научить учащихся применять получаемые знания в новой ситуации (интересное, а не трафаретное сообщение темы урока), проблемные ситуации, ситуации затруднения;
  • методы учебной работы (учащиеся добывают знания);
  • домашнее задание должно способствовать развитию самостоятельности.

Самостоятельность является одним из важнейших качеств учащихся и важным условием их успешного обучения.

Каковы пути развития самостоятельности в различных аспектах учебного процесса.

  • самостоятельная работа с учебником при изучении новой темы учитель часть программного материала излагает сам. Формулирует познавательную проблему, которую следует решить на уроке, а предлагает учащимся прочитать в учебнике информацию, дополняющую его рассказ. Это может быть весь параграф или выборочные места из него. Для предупреждения чисто механического чтения учитель ставит перед учащимися ряд вопросов, ответы на которые учащиеся найдут, читая предложенный материал. После окончания чтения учебника учитель предлагает сопоставить его рассказ и материал учебника ответить на проблемный вопрос, выдвинутый вначале урока;
  • развитие самостоятельности через формирование навыков самостоятельности (проверка по образцу: взаимопроверка);
  • использование учебного оборудования при организации самостоятельной работы
  • тетради с печатной основой;
  • тесты (выбор правильного ответа);
  • работа с таблицами, схемами.

Можно значительно увеличить время самостоятельной работы на каждом уроке, если использовать такую модель построения урока:

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

 

На каждом уроке учитель чему- то обучает всех учащихся (сообщает новое, объясняет непонятное, демонстрирует, тренирует всех), а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой).

Осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль, и работает индивидуально, отключая учащихся от с. р. очередно.

Учащиеся соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно над руководством учителя. Самостоятельная работа продолжается дома. Учителю необходимо перестраивать своё педагогическое мышление, перестраивать свои представления об уроке, которые вошли в него ещё в бытность его учеником (учу так как учили меня). Нужно четко представлять, что после обучения всех начинается два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя.

Самостоятельная работа не только средство активизации деятельности учащихся, но и создание условий для индивидуальной работы учителя.

Учитель

Учащиеся

Обучает всех одновременно

Учатся одновременно

Работает индивидуально с учащимися по очереди

Все, кроме одного, работающего с учителем, работают самостоятельно

 

Очень важно обратить внимание на то, что все учащиеся при самостоятельном чтении про себя, при письме, решении задач работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающее неравенство учитель дает учащимся дифференцированные задания, сам распределяет на основе своей субъективности оценки их возможностей. Можно (то более эффективно) применять многоуровневые задания. Объем и трудность увеличиваются от уровня к уровню.

При выполнении таких заданий включается механизм саморегуляции. Учащиеся начинают с 1 уровня, который гарантирует получение 1-3 баллов, а затем ученик, сам решает, стоит ли переходить к выполнению задания следующего уровня.

Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученики продвигается от уровня к уровню со своей скоростью.

Многоуровневые задания: домой на продолжительный срок: математика, химия, физика, набор задач различной сложности. По гуманитарным предметам, различие по объему прочитанного, для 1 уровня обязательные задачи, 2- вводятся дополнительные, на 3-4 - объем в страницах, а выбор авторов и самих произведений предоставляться ученику.