568
Оцініть публікацію

Головні ідеї Сухомлинського В. А. у вихованні особистості дитини. (Рос. мова)

В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что педагогика должна стать наукой для всех. Много внимания уделял он организации педагогического просвещения. В Павлышской средней школе организовал родительский университет, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу и занимались регулярно вплоть до окончания школы детьми.

Курс обучения в университете рассчитан на 250 часов. Программа охватывает все основные разделы теории воспитания и педагогической психологии. Особое внимание уделяется характеристике школьных возрастов, теории личности, физическому, умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. Этот университет посещали 98% родителей, и он играл существенную роль в повышении уровня культуры семейного воспитания.

Большое внимание уделяет Сухомлинский воспитанию у детей умения видеть, переживать, творить прекрасное…"... Если ребенок вырастил розу, - пишет он, - для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и работы другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечие".

Много места в его трудах занимают вопросы нравственного воспитания. Он полагает, что уже в школе должна формироваться высокоидейная личность, закладывается нравственный корень, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы с самого раннего детства ведущие нравственные качества человека (любовь к Родине, ответственное отношение к труду и т.п.)

Новое слово сказал В. А. Сухомлинский и в области трудового воспитания. Им сформулированы его принципы применительно к современной школе:

  • Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического и физического.
  • Развитие индивидуальности человека в труде. Труд становится источником радости и развития воспитанника, если он видит нечто большее в нем, чем средства получить материальные блага, если труд служит полем применения его способностей.
  • Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Важно так организовать трудовую деятельность, чтобы ребенка воодушевляло желание принести пользу обществу.
  • Раннее включение воспитанника в производительный труд. Важно стремиться к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в раннем возрасте. Ребенок переживает от этого чувство гордости, чести, достоинства.
  • Многообразие видов труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, сочетанию двух-трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфику операций, умений. В этом он находит удовлетворение.
  • Постоянность, непрерывность труда. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь человека.
  • Черты производительного труда взрослых в детском труде. Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным трудом взрослых. Это усиливает его воспитательное воздействие.
  • Творческий характер труда. Чем значительнее, занимательнее замысел, тем с большим интересом выполняется работа.
  • Преемственность содержания трудовой деятельности. Все, что делает ребенок в младшем возрасте, углубляется в старших классах.
  • Всеобщий характер производительного труда. В каких бы видах интеллектуальной или художественной деятельности ни проявлялись умственные задатки школьника, его участие в производительном труде обязательно.
  • Посильность труда детей. В труде допускается здоровая усталость, но отнюдь не истощение физических и нравственных сил ребенка.
  • Единство труда и многообразие духовной жизни. Надо добиваться того, чтобы в коллективе никогда не прекращалась богатая духовная жизнь.

В. А. Сухомлинский утверждал, что коллектив средство в воспитании личности. И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе великое множество разных коллективов и что так называемый первичный коллектив и так называемый общешкольный коллектив не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Сухомлинскому удалось добиться того, что старшие воспитывают младших ( вожатые отрядов, руководители кружков). В некоторых случаях, когда дружба ребят проникнута сердечностью, душевностью, такое шефство только радует.

В. А. Сухомлинский много сделал по проблеме, которую можно охарактеризовать как влияние личности на коллектив. Он исследовал классный коллектив в учении - изучал взаимодействие разнообразных интересов, увлечений, закономерностей обмена привязанностями, знаниями. В.А. Сухомлинский утверждает, что каждый ученик должен внести в класс свое увлечение. Если "А" класс больше интересуется математикой, чем "Б", то это еще не только потому, что в "А" классе больше работает староста, а и потому еще, что в нем появились 3-4 увлеченных математика, и они создали этот "интеллектуальный фон".

В. А. Сухомлинский очень высоко оценивал роль учителя в воспитании детей. Велико, утверждал он, значение его личности, духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов учащихся. Что такое хороший учитель? Это, прежде всего, - человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, и, не забывает, что и сам он был ребенком.

Одним из первых В. А. Сухомлинский обратился к народной педагогике.

Воодушевление, научные силы В. А. Сухомлинский черпал, прежде всего, из духовных народных глубин, неиссякаемых источников народной мудрости. Он считал, что школа - это "колыбель народа", "народный очаг воспитания". В. А. Сухомлинский показал, что методика обучения и воспитания, развивающая творчески активную личность учащихся, их любовь к труду, самостоятельность мышления, высокие нравственные качества, делает современную школу настоящей "школой радости" для детей, пробуждающей у них положительное отношение к приобретению знаний в трудовой деятельности.

10 знаменитых высказываний Сухомлинского о воспитании детей:

  • Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание.
  • Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.
  • На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителем и «неисправимыми», «безнадёжными» школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель переносит и на ребёнка.
  • Любить детей – это значит любить детство.
  • Любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается с удивления, с благоговения одного человека перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли.
  • С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека, легко понять, что значит при этом пример учителя.
  • Большое духовное богатство надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию.
  • Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанника пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов.
  • Возлюби его сильнее, чем самого себя! Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя!
  • Каким бы страшным ни было зло в детской душе, надо видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждёт, чтобы ему помогли – излечили от зла.