627
Оцініть публікацію

Стаття «Воспитание красотой»

"О племя юное! Учить вас доброте,
Закону совести, душевной красоте
Бывает с каждым годом все трудней.
Но в этом тоже ценность школьных дней.
Когда учитель вдруг раскрыл секрет
Души ребенка – больше счастья нет!"
Марина Ильяшенко.

Книга – ис точник знания. Она же учебник жизни.

А еще – друг, наставник, хороший пример для подражания. Об эстетической роли книги спорить тоже не приходится: это постоянное погружение в мир прекрасного, в мир фантазии…

Посидеть час-другой за хорошей книгой – что может быть приятнее?!

Она способна перенести нас во времени. Поселить вместе с героями на необитаемом острове, бросить в океан бушующих страстей – и ты уже не принадлежишь себе. Ты – в удивительном мире художественного воображения. Как просто и понятно. И не стоило великих трудов убедить ребенка сесть за очередной интересный роман. Было бы время – желание всегда появлялось.

Так было. И так должно быть.

Но как кардинально все изменилось.

В быт бурным потоком ворвалось телевидение. За тем компьютер занял господствующее место на письменном столе. Мобильный телефон стал первым необходимым предметом каждого (даже ребенка, едва научившегося разговаривать). Скажите, что же здесь плохого! Это результат технической революции. Человечество не может стоять на месте. С этим трудно не согласиться. Но, к сожалению, есть и вторая сторона медали – и она не столь радужна. Исчезают книги с полок (их место занимают диски). Для чтения не хватает времени. Да и желания особого нет. Зачем? Можно ведь посмотреть фильм по мотивам того или иного произведения. А как же сочинения на литературную тему?! Так это проще простого… зайти на нужный сайт в интернете – скатаешь на любую тему. И время экономится, и не надо напрягаться. А там гляди, и учитель не станет особо придираться – оценку хорошую поставит.

Но это только цветочки… "Чем дальше в лес – тем больше дров", – гласит народная мудрость. К чему же мы пришли? Банальной черствости, холодности, расчетливости, безвкусице. Мы теряем умение сопереживать ближнему, восхищаться окружающим миром, наш словарный запас становится все скромнее, нам некогда удивляться …

Мы не только не читаем (или читаем очень мало) – мы не пишем. Даже писем! (Какие письма? А мобильная связь для чего?) Невольно напрашивается вопрос: как в этом бешеном ритме технического прогресса не потерять человека. Его богатый внутренний мир, его душу… Что в этой связи может послужить спасательным кругом? Ответ лежит на поверхности – Книга. Да, да, книга! И не обязательно в дорогом переплете (чтобы гармонировала с богатым убранством квартиры). Просто хорошая книга.

Вот почему, по моему мнению, столь важны уроки литературы в современной школе; они, в наше время, являются если не единственной, то очень важной нитью, связывающей ученика с художественным произведением.

Литература в нашей школе принадлежит к тем учебным дисциплинам, которые отличаются высоким воспитательным потенциалом. Она одухотворяет жизнь личности, обогащает ее внутренний мир, делает самодостаточной, умеющей адекватно отвечать на потребности времени. Давайте перелистаем некоторые странички прошлого. Каждое историческое время по-своему воспринимало значение литературы в системе жизненных ценностей. Английский философ – просветитель Джон Локк в произведении "Что читать и учить джентльмену" (1703 г.) подходит к литературе прагматично; при помощи чтения усовершенствуют разум. А вот Герман Гессе в статье "Библиотека всемирной литературе" (1929 г.) идет дальше, утверждая, что предназначение литературы – "Усовершенствование разума и души". "Чтение призвано не развлекать, а, наоборот, заставлять нас думать, не утешать нас словами, а помогать нам бороться за высокие и благородные идеалы".

Немецкий философ И. Кант был уверен в том, что поступки человека будут иметь высокий смысл, если они ориентируются на высокую цель своего существования. Человек должен преклоняться пред феноменальным явлением мироздания, пред чудом жизни как гармоничного и разумного целого. "Что же убеждает человека в разумности и совершенстве нашего мира? – спрашивает Кант и отвечает: красота мира!" И чувство красоты он считает высшим человеческим переживанием. Только тот, кто чувствует прекрасное, достоин своего имени. Постижение красоты вносит в жизнь каждого человека высокий смысл, делает его поступки моральными.

Эта мысль поразила современников Канта. Шиллер писал: "Красота должна вывести человека на истинный путь". "Красоту нужно понять как необходимое условие существования человечества.

Достоевский, для которого Шиллер был образцом поэта, мыслителя и высокоморальной личности, считал, что красота спасет мир.

Вот почему литература сегодня, когда

… Люди замкнуты в себе:
Не веришь ты ему, а он тебе.
От человека человек отвык,
Понятен лишь компьютерный язык,
О Пушкине не знает молодежь,

Онегинской строфой их не проймешь,
А вот рекламы бестолковой строки
Цитируют всегда среди урока…,
имеет столь важное значение.

Конечно, не единственный, но (я убеждена в этом) – самый мощный способ эстетического воспитания в школе. Потому что она – базовый вид искусства, основа всей культуры. Она охватывает своим влиянием все другие виды искусств. Для того, чтобы их полноценно воспринимать, необходимо владеть некоторым уровнем литературной культуры.

И если в наш час порой возникает сомнение, а нужна ли книга вообще в век интернета? Для чего изучать литературу?!

Ответ напрашивается сам собой: чтобы научить каждого школьника умению самостоятельно удовлетворять собственные эстетические потребности, ценить прекрасное, использовать его для формирования себя как личности.

А это уже непосредственная задача учителя-словесника: воспитывать читателя.

И хотя тут нет ничего особого, нового (школа издавна традиционно на уроках литературы формировала читателя).

Да, формировала. И подходы были разные. Еще в 50-тые годы прошлого столетия А. Твардовский высказал мысль о том, что на уроке литературы нужно просто читать вслух, наслаждаясь восприятием прекрасного.

Запорука воспитания читателя – первое восприятие.

Многие и ныне уверены в том, что "Аналитический скальпель учителя" не должен касаться художественного текста.

Иные же стремятся убедить ученика в большой пользе литературы, предлагая ему схемы решения моральных проблем в художественных произведениях, потому что литература – "учебник жизни".

У Маршака есть статья с говорящим названием "О таланте читателя". Все привыкли говорить о таланте писателя, поэта, художника, а тут – читателя. Оказывается, что к нему предъявляются не менее высокие требования, нежели к автору книги.

И. Гете на склоне лет говорил: "Хорошие люди и не подозревают, сколько надо труда и времени, чтобы научиться читать. Я сам на это истратил 80 лет и все же не могу сказать, что полностью достиг своей цели". Значит, уметь читать, быть читателем – это высокое искусство, а учитель словесник призван помочь это искусство постичь.

За моими плечами более 30 лет педагогической деятельности, и все эти годы я не забывала слова моего наставника, замечательного руководителя и учителя Успеновской школы Малюкиной Н. А.: "Если ученики скучают на уроке литературы, если им нудно слушать, как одноклассники читают одно и то же стихотворение на уроке выразительного чтения, учитель должен задуматься, имеет ли он право стоять за учительским столом". Вот почему гуманитарии нашей школы находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы с учащимися, дабы в них не иссякло желание открывать книгу и углубляться в чтение, дабы ученик понимал, что и в наш технический век "модно" не только уметь пользоваться "интернетом", но также "модно" уметь понимать, чувствовать, впитывать красоту художественного текста

Родители доверили нам своих детей, надеясь, что именно мы, учителя литературы, глубокими знаниями, исключительным умением, щедрой любовью заинтересуем своих воспитанников лучшими произведениями писателей мира, подготовим их к творческой деятельности, посеем в душах зерна мудрости, добра и красоты.